Знаменитый индийский философ Вачаспатимишра родился в 842 году в Митхиле, время и место смерти
неизвестно. Основные труды Вачаспатимишры: "Бхамати" ("Блистательная", суб-комемментарий к
"Брахма-сутра бхашья" Шри Шанкарачарьи), "Брахма таттва самикша" (Исследование
истинности Брахмана), комментарии/бхашьи на все системы/даршаны индийской ортодоксальной (т.е. принимающей авторитетность Вед) философии, т.е. на сутры, "Таттва
бинду" (сущность Истины). На русском языке его труды не доступны, за исключением
отрывков, приведенных в различных местах комментария Е.П. Островской и В.И.
Рудого к их переводу "Йога-сутры" Патанджали.
Вачаспатимишра не был
прямым учеником Шри Шанкарачарьи. В своем изложении Адвайта-Веданты он прежде всего
опирается на текст "Брахмасидхи" (постижение Брахмана). Его (Вачаспати) текст
"Бхамати" впоследствии стал фундаментом новой школы известной как Бхамати.
В его интерпретации философии Адвайта-Веданты авидья является
двойственной: и как некая позитивная безначальная сущность, и как последовательность ложных
впечатлений, проявляющихся в уме человека. Изначальное неведение одно, но производных (от него) неведений множество.
Изначальное неведение заканчивается только с постижением Брахмана, производные
же неведения могут быть вытеснены другими видимостями в эмпирическом мире. Когда
змею принимают за веревку, то видимость змеи вытесняется восприятием веревки,
однако с точки зрения Реальности и то (змея), и другое (веревка) - лишь видимости, т.е. то, чего на самом деле не существует. Изначальное
неведение - это материальная причина (упадана карана) мира. Во время пралайи все производные
авидьи растворяются в неописуемой изначальной авидье, их коренной/мула причине, и
пребывают там в качестве потенции (или семян). Хотя творение происходит по воле Бога, Его
воля сама обусловлена прошлыми кармами и впечатлениями.
Вачаспатимишра отстаивает положение о том, что неведение пребывает во многих
индивидуальных душах, т.е. дживах. Когда отдельная джива достигает высшего
Знания, ее неведение приходит к концу, неведения же остальных джив остаются. Для
него не Брахман является основой авидьи, а джива, так как иллюзии дживы имеют
психологический характер. Может показаться противоречивым, что джива является
результатом авидьи и в то же время авидья пребывает в дживе. Вачаспатимишра
утверждает, что джива является результатом иллюзии - той иллюзии, которая
восходит к предшествующей ей иллюзии и так до бесконечности. Другими словами,
психологическое неведение - цепь безначальных иллюзий, в которой каждая
последующая иллюзия является результатом предшествующей. По мнению
Вачаспатимишры, если Брахман - это чистое Сознание, было бы нелепо считать, что
это Сознание является опорой неведения.
В качестве средств достижения познания
Брахмана, Вачаспатимишра считает лучшим усиленное созерцание и размышление
(медитация). Сама природа любого высказывания способна породить только
опосредованное знание. Поэтому и знание, порождаемое "слушанием" великих речений
Упанишад и размышление над ними является опосредованным. Конечно, это может
устранить неведение относительно существования, природы и средств постижения
Брахмана, но оно не может привести к непосредственному восприятию Брахмана. В
этом вопросе он расходится с Сурешварой.
Вачаспатимишра отвергает теорию
отражения (Пратибимба-вада). Брахман лишен формы и потому не может отражаться.
Отражение может быть лишь отражением чего-то зримого и в чем-то зримом, а ни у
Брахмана, ни у авидьи нет зримых форм. Античный философ Плотин утверждает примерно то же: "Итак, они (оппоненты) говорят о том, что Душа/Атман лишь освещает мрак/авидью. Но тогда причем здесь ее падение? Освещать что-либо еще не значит двигаться в сторону освещаемого объекта. Светить – это одно, а вступить в непосредственный контакт – совсем другое".
(По материалам сайта http://hindu-dialog.narod.ru).