Ом. Сказано, что Вират является полной суммой (т.е. совокупностью) пяти объединившихся
элементов и их проявлений. Это называют грубым телом (стхула-шарирой) Атмана. Бодрствование
- это состояние, в котором чувства порождают ощущения, происходящие от (выдуманных умом) объектов. Этот
Атман, который как бы отождествляет Себя как с грубым телом, так и с состоянием
бодрствования, известен как Вишва. Эти три (грубое тело, состояние
бодрствования и Вишва) вместе представляются первой буквой "А" в мантре
"АУМ" (ОМ, Омкара, Пранава).
Эти пять нерасчлененнных элементов и их проявление - тонкое тело (сукшма-шарира) -
составляют вместе то, что называют Хираньягарбха. Материальное тонкое
тело имеет семнадцать частей, а именно: пять жизненных сил/пран, десять органов/индрий
восприятия и действия, ум/манас и интеллект/буддхи. Об этом говорится как о тонком
теле Атмана.
Когда органы чувств успокоены или отвлечены, сознание, возникающее от
впечатлений/санскар в состоянии бодрствования, вместе с иллюзорными объектами,
ощущаемые в нем, называется состоянием сна. Этот Тайджаса есть Атман,
который как бы отождествляет Себя как с состоянием сна, так и с тонким телом. Эти
три (тонкое тело, состояние сна и Тайджаса) вместе представляются второй
буквой "У" в мантре "АУМ".
Переплетенное (т.е. как бы смешанное) с отражением Чистого Сознания неведение/авидья, которое
скрывает этот Атман и является причиной как грубого, так и тонкого тел,
называется авьякта пракрити (непроявленная материя). Это есть причинное
тело (карана-шарира) Атмана. Оно не является ни существующим (сат), ни несуществующим (асат), ни даже
существующим и несуществующим одновременно, ни тождественнным с Атманом, ни
отличным от Него, ни отличным и тождественным с Ним одновременно. Это неведение не
является ни составным, ни несоставным, ни составным и не составным
одновременно, но устранимо только знанием тождества Брахмана и Атмана (т.е. Осознанием собственной духовной Сущности).
Когда все мысли прекращаются, а различающий интеллект погружается в
свою причинную обусловленность/субстанцию, возникает состояние глубокого сна. Этот
Атман, который отождествляется с двумя, то есть с причинным телом и
состоянием глубокого сна, описывается как Праджня.
Эти три (причинное тело неведения, состояние глубокого сна и Праджня)
символизируются последней буквой "М" в мантре "АУМ".
Итак, "А" (т.е. личность в состоянии бодрствования) должно быть растворено
в "У" (т.е. в личности в состоянии сна), а "У" - в "М" (т.е. в состоянии глубокого
сна). Далее, "М" должно быть растворено в "АУМ", а "АУМ" в "Я/Атмане". Я есть
Атман, Свидетель/сакшин всего, Я обладаю природой Чистого Сознания, Я не являюсь
ни неведением, ни даже его проявлением, Я есть только Брахман, Вечно
Чистое, Вечно Просветленное, Вечно Свободное и Абсолютное Бытие. Я
есть Абсолютное Блаженство, Единое без второго (Адвайта) и Глубочайшее Сознание.
Пребывание в этом состоянии абсолютного Единства - это называется
"Самадхи", или состоянием Сверхсознания.
"Ты есть То (Тат твам аси, Чхандогья-Упанишада)", "Я есть Брахман (Ахам Брахма асми, Брихадараньяка-Упанишада)", "Сознание есть Брахман (Праджнянам Брахма, Айтарейя-Упанишада)",
"Этот Атман есть Брахман (Айям Атма Брахма, Мандукья-Упанишада)" - все эти Шрути-Махавакьи (высказывания/изречения из Упанишад)
прямо свидетельствуют о тождестве Атмана, т.е. чистой человеческой Души, и Брахмана, т.е. высшего Господа.
Так заканчивается трактат, именуемый "Панчикаранам", составленный
Бхагаваном Шри Шанкарачарьей. Ом.