Шри Ади Шанкарачарья - многогранный гений, воплотивший в себе
редкие качества философа, поэта, ученого, комментатора, святого мудреца и
религиозного реформатора, - был одной из самых блистательных звезд на
философском и духовном небосклоне Индии. Он был величайшим проповедником
философии "Адвайта", или недуализма, согласно которой душа индивидуума и
Брахман/Бог (т.е. высшая Душа) представляют собой одну-единую Сущность, а не две
отдельные сущности. По его лаконичным и недвусмысленным словам:
"Существует только один недвойственный Брахман; двойственности вовсе нет" можно сделать вывод о невероятной интеллектуальной смелости этого философа.
В "Упанишадах" слово "Брахман" означает "превосходящая всё Реальность", в
"Ригведе" же под ним подразумевается "священное знание речи" и
"Реальность, испытанная на трансцендентальном уровне". Для Шанкарачарьи
это слово знаменовало собой вечность и чистоту, являющиеся самыми видными
аспектами все той же превосходящей Реальности. В контексте реального мира
"Брахман" (как Ишвара) также считается всесильным, всемогущим, вездесущим Создателем,
Хранителем и Разрушителем.
Шри Шанкарачарья родился в 788 году (некоторые исследователи называют более раннюю дату, относя рождение и деятельность Ади-Шанкарачарьи к середине седьмого века) в селении Калади в районе
Малабара (Керала) в семье одаренного религиозного наставника Шивагуру и
его верной жены Арьямбы. Все его звали Шанкарой. Его родители принадлежали
к классу ученых, строгих и ревностных браминов, и его отец сам взялся за
религиозное обучение Шанкары практически с младенческих лет. Шанкара был
умным мальчиком, награжденным экстраординарным талантом и большим
интеллектом. Шанкарачарью не зря считают воплощением Бога Шивы. Гениальность его проявилась в самом раннем детстве - он овладел санскритом уже в возрасте 1 года, еще до того, как он научился
свому родному языку малаяламу, на котором он начал говорить, когда ему
было два года. Он был наделен феноменальной памятью и невероятной
способностью сосредоточения. Он мог повторить слово в слово все то, что он
прочел или услышал лишь один раз.
Его отец скончался, когда ему было около 5 лет. Вскоре
после этого он поступил в гурукул - школу религиозного обучения. И за
короткий период времени он овладел всеми ведическими знаниями. После завершения
своего образования в возрасте всего 8 лет он начал вести монашеский образ
жизни (санньяса). Он постоянно соблюдал духовную дисциплину, следуя джняна-йоге,
приверженности своим идеалам, контролируя свой ум. В скором времени он был
признан ведущим философом, мистиком, возродившим и реформировавшим
Санатана-Дхарму.
В последующие 24 года, прежде чем он растворился во вспышке света в Кедарнатхе (Гархвал, Гималаи) в 820 году в возрасте всего лишь 32 лет, он
путешествовал по Индии, пройдя её пешком вдоль и поперек. Он основал самый
ранний индуистский монашеский орден с целым рядом матхов, или ашрамов
(монастырей или храмов), главные из которых находились в Рамешвараме (Шрингери) на
юге, Дварке на западе, Пури на востоке и Бадринатхе на севере.
В каждом монастыре был учитель, которого тоже звали
Шанкарачарьей и который проповедовал философию монизма/абхеды.
Этот искренний и страстный почитатель Бога появился в
критическое время в истории человеческого мышления и культуры, когда
религиозные конфликты были повседневными событиями и когда самые разные
тенденции/секты конкурировали друг с другом. Шанкара достиг успеха в основном потому,
что сумел урегулировать эти конфликтные течения и достиг единой гармонии,
знаменующей собой единое воззрение и единый смысл жизни.
Посредством своих блестящих комментариев к священным
текстам/Шастрам, в особенности к Упанишадам, Бхагавад-Гите и Веданта-Сутре, и во время острых дебатов (с санкхьяиками, ритуалистами, буддистами, и т.д.) Шанкара
смог опровергнуть ошибочную логику своих оппонентов и назвал недуализм
(т.е. Адвайту) высшей верой/дхармой. Он также опроверг утверждения популярной религии тех
времен, заявлявшей, что только она предоставляла эксклюзивный путь к
достижению высшего блага. Шанкара придал новые измерения религиозной
литературе, привнеся в неё элементы глубокого исследования и мистицизма. В своих
комментариях к "Бхагавад-Гите" он четко заявил,что Всевышний
Господь трансцендентален по отношению к материальному творению и что Бог Шри Нараяна
был тем же самым Верховным существом, который хотя и казался рожденным и
владевшим телом, но на самом деле не был рожден, был неизменен, был Богом
всех созданий и по своей натуре был вечным, чистым, просвещенным и
свободным.
Труды Шри Шанкарачарьи, включая ряд философских трактатов и трогающие за
душу гимны (напр., "Бхаджа Говиндам"), считались "чудесами точности и проникновения". Согласно
известному философу и бывшему президенту Индии д-ру С. Радхакришнану:
"Поскольку традиционно принятые убеждения становились неадекватными и
фальшивыми с течением времени, глубина мыслей Шанкарачарьи возобладала и
разбудила духовную жизнь людей".
Шри Шанкарачарья признавал различные популярные божества (дэвы) как
манифестации одного и того же Бога. По его мнению, все священные книги
Санатана-Дхармы передают одну истину, а именно: необходимость Единения в
различных путях. Он считал, что ничто не существует, кроме Бога, который
является Ниргуном (т.е. свободным от всех атрибутов), а все остальное - это
просто иллюзия, которую человек по своему незнанию/авидье считает реальностью. Он
действует в практической жизни под влиянием этой гипотезы. Истинный искатель
спасения, однако же, должен приподнять эту завесу неведения и познать
реальное Единство всего сущего. Это экзальтированное состояние может быть достигнуто
только после определенных духовных (йогических) упражнений, которые ведут к мистическим транс-состояниям.
Это поощрение им гармонии всех религий через свою философию Адвайты/недуализма было и
даже сейчас является его уникальным вкладом и вкладом Индии в философское
мышление мира. Оно находит отражение в вековой традиций этой древней
страны, традиции религиозной терпимости и культурной толерантности.
Как и в случае ряда других духовно просвещенных, познавших
Бога святых, с именем Ади Шанкарачарьи было связано немало чудес.
Например, когда в возрасте 8 лет он хотел пойти в монастырь, его мать этому сильно
воспротивилась. Однако когда он однажды купался в реке, его схватил за
ногу крокодил. Мать Шанкары, увидевшая все это, стала отчаянно молиться,
чтобы Бог спас её сына любой ценой. В этот момент Шанкара сказал, что он
спасет себя только в том случае, если его мать согласится с его решением
уйти в монастырь. Матери пришлось согласится. Шанкара выдернул свою ногу
из пасти крокодила и вышел из воды невредимым. Это не было единственным
чудом в жизни Шанкары. Тот факт, что за свои короткие 32 года жизни
Шанкара сделал столько, сколько хватает на несколько долгих жизней, сам по
себе является величайшим чудом.