НА ГЛАВНУЮ


Краткая биография Шанкары.
(Б.М. Малхотра).

Шри Ади Шанкарачарья - многогранный гений, воплотивший в себе редкие качества философа, поэта, ученого, комментатора, святого мудреца и религиозного реформатора, - был одной из самых блистательных звезд на философском и духовном небосклоне Индии. Он был величайшим проповедником философии "Адвайта", или недуализма, согласно которой душа индивидуума и Брахман/Бог (т.е. высшая Душа) представляют собой одну-единую Сущность, а не две отдельные сущности. По его лаконичным и недвусмысленным словам: "Существует только один недвойственный Брахман; двойственности вовсе нет" можно сделать вывод о невероятной интеллектуальной смелости этого философа. В "Упанишадах" слово "Брахман" означает "превосходящая всё Реальность", в "Ригведе" же под ним подразумевается "священное знание речи" и "Реальность, испытанная на трансцендентальном уровне". Для Шанкарачарьи это слово знаменовало собой вечность и чистоту, являющиеся самыми видными аспектами все той же превосходящей Реальности. В контексте реального мира "Брахман" (как Ишвара) также считается всесильным, всемогущим, вездесущим Создателем, Хранителем и Разрушителем.
Шри Шанкарачарья родился в 788 году (некоторые исследователи называют более раннюю дату, относя рождение и деятельность Ади-Шанкарачарьи к середине седьмого века) в селении Калади в районе Малабара (Керала) в семье одаренного религиозного наставника Шивагуру и его верной жены Арьямбы. Все его звали Шанкарой. Его родители принадлежали к классу ученых, строгих и ревностных браминов, и его отец сам взялся за религиозное обучение Шанкары практически с младенческих лет. Шанкара был умным мальчиком, награжденным экстраординарным талантом и большим интеллектом. Шанкарачарью не зря считают воплощением Бога Шивы. Гениальность его проявилась в самом раннем детстве - он овладел санскритом уже в возрасте 1 года, еще до того, как он научился свому родному языку малаяламу, на котором он начал говорить, когда ему было два года. Он был наделен феноменальной памятью и невероятной способностью сосредоточения. Он мог повторить слово в слово все то, что он прочел или услышал лишь один раз.
Его отец скончался, когда ему было около 5 лет. Вскоре после этого он поступил в гурукул - школу религиозного обучения. И за короткий период времени он овладел всеми ведическими знаниями. После завершения своего образования в возрасте всего 8 лет он начал вести монашеский образ жизни (санньяса). Он постоянно соблюдал духовную дисциплину, следуя джняна-йоге, приверженности своим идеалам, контролируя свой ум. В скором времени он был признан ведущим философом, мистиком, возродившим и реформировавшим Санатана-Дхарму.
В последующие 24 года, прежде чем он растворился во вспышке света в Кедарнатхе (Гархвал, Гималаи) в 820 году в возрасте всего лишь 32 лет, он путешествовал по Индии, пройдя её пешком вдоль и поперек. Он основал самый ранний индуистский монашеский орден с целым рядом матхов, или ашрамов (монастырей или храмов), главные из которых находились в Рамешвараме (Шрингери) на юге, Дварке на западе, Пури на востоке и Бадринатхе на севере. В каждом монастыре был учитель, которого тоже звали Шанкарачарьей и который проповедовал философию монизма/абхеды. Этот искренний и страстный почитатель Бога появился в критическое время в истории человеческого мышления и культуры, когда религиозные конфликты были повседневными событиями и когда самые разные тенденции/секты конкурировали друг с другом. Шанкара достиг успеха в основном потому, что сумел урегулировать эти конфликтные течения и достиг единой гармонии, знаменующей собой единое воззрение и единый смысл жизни. Посредством своих блестящих комментариев к священным текстам/Шастрам, в особенности к Упанишадам, Бхагавад-Гите и Веданта-Сутре, и во время острых дебатов (с санкхьяиками, ритуалистами, буддистами, и т.д.) Шанкара смог опровергнуть ошибочную логику своих оппонентов и назвал недуализм (т.е. Адвайту) высшей верой/дхармой. Он также опроверг утверждения популярной религии тех времен, заявлявшей, что только она предоставляла эксклюзивный путь к достижению высшего блага. Шанкара придал новые измерения религиозной литературе, привнеся в неё элементы глубокого исследования и мистицизма. В своих комментариях к "Бхагавад-Гите" он четко заявил,что Всевышний Господь трансцендентален по отношению к материальному творению и что Бог Шри Нараяна был тем же самым Верховным существом, который хотя и казался рожденным и владевшим телом, но на самом деле не был рожден, был неизменен, был Богом всех созданий и по своей натуре был вечным, чистым, просвещенным и свободным. Труды Шри Шанкарачарьи, включая ряд философских трактатов и трогающие за душу гимны (напр., "Бхаджа Говиндам"), считались "чудесами точности и проникновения". Согласно известному философу и бывшему президенту Индии д-ру С. Радхакришнану: "Поскольку традиционно принятые убеждения становились неадекватными и фальшивыми с течением времени, глубина мыслей Шанкарачарьи возобладала и разбудила духовную жизнь людей".
Шри Шанкарачарья признавал различные популярные божества (дэвы) как манифестации одного и того же Бога. По его мнению, все священные книги Санатана-Дхармы передают одну истину, а именно: необходимость Единения в различных путях. Он считал, что ничто не существует, кроме Бога, который является Ниргуном (т.е. свободным от всех атрибутов), а все остальное - это просто иллюзия, которую человек по своему незнанию/авидье считает реальностью. Он действует в практической жизни под влиянием этой гипотезы. Истинный искатель спасения, однако же, должен приподнять эту завесу неведения и познать реальное Единство всего сущего. Это экзальтированное состояние может быть достигнуто только после определенных духовных (йогических) упражнений, которые ведут к мистическим транс-состояниям.
Это поощрение им гармонии всех религий через свою философию Адвайты/недуализма было и даже сейчас является его уникальным вкладом и вкладом Индии в философское мышление мира. Оно находит отражение в вековой традиций этой древней страны, традиции религиозной терпимости и культурной толерантности. Как и в случае ряда других духовно просвещенных, познавших Бога святых, с именем Ади Шанкарачарьи было связано немало чудес. Например, когда в возрасте 8 лет он хотел пойти в монастырь, его мать этому сильно воспротивилась. Однако когда он однажды купался в реке, его схватил за ногу крокодил. Мать Шанкары, увидевшая все это, стала отчаянно молиться, чтобы Бог спас её сына любой ценой. В этот момент Шанкара сказал, что он спасет себя только в том случае, если его мать согласится с его решением уйти в монастырь. Матери пришлось согласится. Шанкара выдернул свою ногу из пасти крокодила и вышел из воды невредимым. Это не было единственным чудом в жизни Шанкары. Тот факт, что за свои короткие 32 года жизни Шанкара сделал столько, сколько хватает на несколько долгих жизней, сам по себе является величайшим чудом.

НА ГЛАВНУЮ

Сайт управляется системой uCoz