Когда Атиша прибыл в Тибет, три его ученика – Ку, Нокэ и Дром – спросили его:
«Что более важно для достижения высшего состояния Освобождения и Всеведения: следовать наставлениям ламы (т.е. Учителя) или же следовать Писаниям и комментариям?»
Атиша ответил: «Наставления ламы важнее Писаний и комментариев».
«Почему так?» - спросили они.
«Даже если вы знаете, что первичная природа всех явлений – Пустота и знаете наизусть Трипитаку, вы будете совершенно отрезаны от Учения, если вы не применяете наставлений ламы во время практики».
Снова спросили ученики: «Пожалуйста, дайте определение [сути] наставлений ламы. Это просто стремление вершить добрые дела телом, речью и умом и действовать в соответствии с тремя обетами: обетом индивидуального освобождения, обетом бодхисаттвы и тантрийскими обетами?».
«И то и другое недостаточно», - ответил Атиша.
«Но почему?»
«Хотя вы и соблюдаете три обета, но если вы не отреклись от трех регионов самсары (мир желаний, мир «форм» и не-«форм» (кама-дхату, рупа-дхату, арупа-дхату).), ваши действия лишь увеличат ваши мирские стремления. Хотя вы и стремитесь совершать благие дела телом, речью и умом, непрерывно денно и нощно, но если вы не посвятили этот труд Пробуждению всех (т.е. Всеобщему Пробуждению), вы кончите бесчисленными ложными помыслами. Хотя вы занимаетесь медитацией и вас считают святым и мудрым учителем, но если вы не оставите восемь мирских дхарм (Восемь мирских дхарм (состояний): обретение и утрата, счастье и несчастье (успех и неудача), слава и позор, хвала и хула.), то, что бы вы ни делали, всё будет служить лишь целям этой (мирской) жизни, и в будущем вы не найдете правильного пути».
«А что есть высшая цель Учения?» - спросили ученики.
Атиша ответил: «Конечная цель Учения – обладать сущностью Пустоты (Шуньяты) и Сострадания… постижение Пустоты избавляет от всех мешающих страстей».
«Но многие говорят, что они постигли Пустоту. Почему же у них остаются гнев и привязанности?».
«Они произносят пустые слова, ибо, если вы полностью реализовали сущность Пустоты, то ваше тело, речь и ум действуют с удовольствием, подобны скользкому свежему маслу в ячменном супе… весь Путь включается в эту Реализацию».
«Каким образом Вы включаете весь Путь в реализацию Пустоты?» - спросили ученики.
«Весь Путь заключается в шести парамитах (Шесть парамит: парамиты даяния, нравственности, терпения, энергичности (усердия), медитации (дхьяна), мудрости (праджня).). Если вы постигаете истинный смысл Пустоты – и избавляетесь от слепой жажды всех вещей, материальных и духовных – ваша жизнь становится непрерывным актом парамиты даяния. И когда нет привязанности, вас больше не загрязняют недобродетельные дела, и вы пребываете в непрерывной гармонии парамиты нравственности. Освободившись от загрязнений, вы также освобождаетесь от проникнутого страстью господства «я» и «моё», и достигаете непрерывной терпеливости (парамита терпения). Поскольку вы находите большое удовольствие в реализации Пустоты, ваша жизнь превращается в непрерывный энтузиазм и энергию (парамита усердия). Посредством этого вы теряете всякий интерес к объектам и погружаетесь в непрерывную медитацию (дхьяна-парамита). И, наконец, когда ваш ум освободился от привычки видеть всё сквозь призму трех аспектов (познающий, познание, познаваемое), вы достигните непрерывной трансцендентной мудрости».
[Таким образом, весь путь достижения Пробуждения заключен в шести парамитах.]
«Возможно ли для того, кто постигает сущность Пустоты, достичь состояния Будды лишь посредством мудрости и медитации о Пустоте?» - спросил один из учеников.
Атиша ответил: «Что бы ты ни воспринимал, что бы ни провозглашал – нет ничего, что не исходило бы из твоего собственного Ума. Пойми, что это постижение, присущее уму – пусто. Понимание Не-двойственности (Адвайты) ума и Пустоты есть Мудрость. Медитация – это непрерывная концентрация на этой мудрости без какого-либо отвлечения. Дела, действия – это накопление добродетели и мудрости, в то время как ты понимаешь, исходя из этой медитации, что всё – подобно иллюзии. И если ты во власти этих трех вещей, их практика будет идти даже в сновидениях. А раз она проникла в сновидения, она будет и в момент смерти. Если же она совершается в момент смерти, она будет присутствовать и в бардо (Бардо (букв. «промежуточное») – состояние от смерти до нового рождения.). А раз она будет в бардо, то, вне всякого сомнения, появятся высшие сиддхи, и ты станешь Буддой.
(Перевод Бориса Загумённова).