НА ГЛАВНУЮ


Введение к комментарию на Бхагавад-Гиту (Шанкара).

Ом! Партхе поведанную Господом Нараяной самим, Вьясой изложенную, древним мудрецом, посреди Махабхараты, орошающую нектаром адвайты, божественную, восемнадцатичастную, о Мать, тебя постигаю, Бхагавадгита, уничтожительницу мира перерождений.

Ом! Нараяна выше непроявленного, яйцо происходит из непроявленного, внутри же яйца эти миры и семиостровная Земля.

Он, Господь, явив этот мир и желая сделать его устойчивым, создал в начале Праджапати (господ существ), начиная с Маричи и побудил их принять дхарму (закон, правило, образ жизни), характеризующуюся деятельностью, указанный Ведами. Затем, явив других, начиная с Санаки и Сананданы, он побудил их принять дхарму, характеризующуюся не-деятельностью, знанием и отречением. Ибо дхарма, указанная Ведами, двух видов и характеризуется деятельностью (активностью) и не-деятельностью (отречением).
Эта дхарма, основа устойчивости мира, непосредственная причина высшего мирского блага и освобождения живых существ, соблюдалась, начиная с брахманов, людьми всех варн и ашрамов, стремящимися к высшей цели.
Спустя долгое время, когда дхарма, из-за появления желаний у следующих ей, стала одолеваться адхармой (беззаконием, злом), вызывающей уменьшение различающего знания, и адхарма стала преобладать (изм. 4.2), тогда, согласно преданию, Вишну, изначальный созидатель, называемый Нараяной, желающий сохранить устойчивость мира, воплотился, как часть [самого себя], от Деваки и Васудевы, [в образе] Кришны, для защиты брахманства (варны брахманов), Брахмана земли. Защитой же брахманства становится защищена ведическая дхарма, поскольку от нее зависят различия варн и ашрамов (то есть устойчивость мира) (изм. 4.7-4.8).
И он, Господь, всегда обладающий знанием, господством, энергией, силой, мужеством, светом, управляя своей Майей, изначальной Пракрити, состоящей из трех гун, принадлежащей ему, как Вишну (всепроникающему), хотя по своей природе нерожденный, неизменный, владыка сушеств, вечный, чистый, просветленный и свободный, воспринимается, благодаря своей Майе, как будто воплощенный, как будто рожденный и как будто оказывающий благо миру (изм. 4.6).
В отсутствие собственной цели, но желая блага живым существам, он проповедал именно [эту] двоякую ведическую дхарму Арджуне, утопавшему в океане страдания и заблуждения, дабы дхарма, принятая и соблюдаемая людьми превосходных качеств, возрастала и распространялась. Эту дхарму, как проповедано Господом, всеведущий бхагаван (обладающий божественными качествами) Веда-Вьяса изложил, под именем Гита, семью сотнями стихов.
Именно эта Гита-шастра, будучи собранием сущности значения всех Вед, [обладает] труднопостижимым смыслом. Обнаружив, что хотя и многими объяснялись, чтобы выявить ее [истинное] значение, [ее отдельные] слова, значение [сложных] слов, предложения, значение предложений и логика [изложения, она] все же воспринимается [обычными] людьми с крайней противоречивостью и неоднозначностью, я кратко прокомментирую [ее], чтобы определенно установить ее значение.
Цель этой Гита-шастры, вкратце, есть высшее освобождение, характеризующееся абсолютным прекращением мира перерождений вместе с его причинами. Оно же происходит от практики, состоящей в прочном утверждении в знании Атмана, которому предшествует отречение от всех действий.
Поэтому, имея в виду именно эту дхарму (практику), которая является смыслом Гиты, Господом было так сказано в Анугите: «Именно эта дхарма весьма пригодна для достижения состояния Брахмана (освобождения)» (МБХ 14.16.12). И там же сказано: «воистину, не следующий ни дхарме, ни адхарме, и, воистину, не следующий ни благому, ни неблагому» (МБХ 14.19.7), «кто остается сосредоточенным в одной позе, в молчании, не думающий ни о чем» (МБХ 14.19.1), и также: «Знание характеризуется отречением» (МБХ 14.43.26), и здесь же [в Гите], в конце, Арджуне сказано: «Все дхармы оставив, ко мне одному, прибежищу, приди» (18.66).
Эта дхарма (практика), характеризующаяся деятельностью, хотя и предназначена именно для [обретения] Высшего мирского блага, подразумевает [деление на] варны и ашрамы и является причиной достижения сферы богов и т.п., но, выполняемая с сознанием посвящения [плодов всех действий] Господу, без привязанности к плодам [действий], приводит к очищению сущности. Для человека же с чистой сущностью [эта дхарма] становится самой причиной освобождения, поскольку он приобретает способность к прочному утверждению в знании, посредством чего возникает [и само] знание [Атмана, которое и является освобождением]. Соответственно, именно в этом смысле [Господь] скажет: «Посвятив действия Брахману … йогины совершают действия, оставив привязанности, ради самоочищения» (5.10-11).
Гита-шастра, особенно раскрывающая эту двоякую дхарму, как свою цель – освобождение, и Абсолютную реальность, Высший Брахман, называемый Васудевой, как свое содержание, имеет [таким образом] особенные цель, связь [между целью и содержанием] и содержание.
Поскольку при постижении ее смысла все человеческие цели осуществляются, мной прилагаются усилия в ее объяснении.

НА ГЛАВНУЮ

Сайт управляется системой uCoz