НА ГЛАВНУЮ



ШРИ СУРЕШВАРАЧАРЬЯ.
(Конспект статьи Бина Гупты из книги "Великие мыслители Востока" под редакцией проф. Яна П. Мак-Грила)

Шри Сурешварачарья (Шри Сурешвара) - один из четырех главных учеников великого ведантического мудреца Шри Шанкарачарьи. Шри Сурешвара предположительно жил в 8-9 веке, места и даты рождения и смерти неизвестны.
Основные труды: "Брихадараньяка-Упанишад бхашья варттика" (т.е. разъяснение комментария к Брихадарьяка-Упанишаде, написанного Шри Шанкарачарьей), "Найшкармья сиддхи" ("Совершенство недеяния", достижение свободы от кармы), "Самбандха варттика" (разъяснение отношений), "Тайттирийя-Упанишад бхашья варттика" (разъяснение комментария к Тайттирийя-Упанишаде, написанного Шри Шанкарачарьей). На русском языке его труды пока не доступны.
По легенде, Шри Сурешвару сначала звали Мандана Мишрой, он был последователем школы пурва-миманса (ритуализм), но затем он проиграл многодневную принципиальную дискуссию с Шри Шанкарачарьей. После этого он стал лучшим учеником Шри Шанкарачарьи, и даже защищал философию Адвайта-Веданты от лица Учителя в полемике с другими течениями индийской философии.
Основные положения:
Пара-Брахман - единственная Реальность (Экам Сат), которая лишена свойств (ниргуна) и недоступна человеческому восприятию (ачинтья). Ограниченный ум/манас, пытаясь уложить Брахман в рамки своих формальных концепций, описывает это посредством языка, но основа языка - это мир преходящих явлений, иллюзорных форм. Поэтому он не может адекватно описать Это (т.е. Абсолют, Пара-Брахман).
Брахман и Атман (чистое субъективное начало) тождественны. Свойства/упадхи, которые налагаются на Атман, есть последствие неведения, т.е. авидьи. Когда говорится, "я черный" или "я белый", на "Я" накладывается свойство тела, которое не есть Атман (истинное Я). Когда говорится, "я слеп" или "я глух", на "Я" накладывается свойство органа восприятия, который также не есть Атман, и т.д.
После ухода Шри Шанкарачарьи вопрос местопребывания авидьи/майи или основе невежества стал центральным в дискуссиях двух главных школ Веданты. Школа Виварана, следуя Шри Сурешваре, утверждает, что Брахман является и основой авидьи, и объектом авидьи. Школа Бхамати, следуя Вачаспатимишре, утверждает, что основой авидьи является джива (индивидуальная душа), хотя ее содержанием/сущностью является Брахман. Об этом Шри Сурешвара говорит, что здесь происходит смешение мнимого и реального. Он напоминает, что с точки зрения Брахмана или Атмана авидьи вообще не существует. Брахман представляет собой Сознание с точки зрения не мира явлений, а Реальности. Таким образом, нет противоречия в том, что с одной стороны Брахман - основа авидьи, а с другой стороны - Сознание.
Для устранение авидьи необходимо четыре качества:
1)Вивека, то есть способность отличить вечное от бренного,
2)Вайрагья, то есть непривязанность к плодам своих действий и к чувствнным наслаждениям,
3)Шатсампат, то есть развитие таких добродетелей как умиротворенность/шама, терпение/титикша, отрешенность/упарати, и т.д.,
4)Мумукшутва, то есть стремление к Освобождению/мокше.
Когда ум подготовлен, необходим Гуру для обучения. В обучении используются три метода:
1)Шравана, т.е. слушание (Ведических текстов (Шрути/Упанишады и Смрити/Бхагавад-Гита) о Брахмане),
2)Манана, т.е. глубокое размышление над услышанным для устранения всякой двойственности/двайты,
3)Нидидхьясана, т.е. усиленное созерцание, размышление над тем, что было услышано и далее подтверждено обычным размышлением. Из этих трех техник Шри Сурешвара превыше всего ставил слушание Ведических текстов. Он отвергал мнение школы Бхамати (она считала 3-й метод лучшим) следующим образом:
как человек, принявший пень за человеческую фигуру, осознает свою ошибку, когда ему говорят, что это не человек, а пень, так и речение/махавакья "Тат твам аси" ("То/Брахман ты еси") устраняет ложное представление об ограниченности и выявляет индивидуальную душу/дживатму как Брахман.
Адвайта утверждает что джива одновременно реальна (ибо в ее основе - Брахман), и иллюзорна, поскольку отождествляется с телом, которое есть плод авидьи. Шри Шанкарачарья предложил две теории о дживе:
1)Пратибимба-вада - теория отражения, в которой джива есть отражение Брахмана в зеркале авидьи (т.е. материи).
2)Авачхеда-вада - теория ограничения, в которой джива понимается как ограничение Брахмана авидьей (этой теории придерживалась школа Бхамати).
Шри Сурешвара же придерживался третьей теории, которая отличается от Пратибимба-вады тем, что отображенное подобие не столь реально как его прообраз. Чистое Сознание, отображенное в авидье - Ишвара (Господь), а чистое Сознание, отображенное в уме - джива. Ишвара и джива как отображенные сознания отличаются от своего прообраза (Бимба), и их нельзя назвать ни реальными/сат, ни нереальными/асат. Эта теория стала известна как Абхаса-вада, т.е. теория отсвета или отражения.
В теории Шри Сурешвары эмпирический мир (мир форм и имен) при постижении тождества (Адвайты) мгновенно ликвидируется, и Брахман сияет во всей Своей чистоте как То Единственное, что остается.
Почти каждый значительный философ Адвайта-Веданты обращается к Шри Сурешваре либо для того, чтобы (с его помощью) отстоять свою собственную позицию, либо для того, чтобы выступить с критикой иных взглядов.


(По материалам сайта http://hindu-dialog.narod.ru).

НА ГЛАВНУЮ

Сайт управляется системой uCoz