НА ГЛАВНУЮ


"ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ВЕДАНТЫ" (Из книги Свами Шивананды "Йога и сила мысли").

  Пракрийи, или различные категории философии Веданты, - это фундаментальные элементарные принципы, на которых строится ее этика и метафизика. Они описывают проявленное и непроявленное, Брахман, майю (иллюзию), Ишвару (Бога), дживу (индивидуальную душу) и Вселенную. Природа Реальности, характеристики феноменального кажущегося мира и устройство индивидуальных "я" (душ), - вот основные темы, исследуемые Ведантой.
Величайший Учитель Веданты Шри Шанкарачарья сказал, что человек должен овладеть садханой, квалифицируемой по четырем признакам, прежде чем приступить к изучению таттва-бодхи, или Знания о природе Атмана. Искренний ученик, обладающий горячим стремлением, верой, упорством и чистой совестью, отыщет путь самотрансформации через это Знание. Необходимо глубоко разобраться в этих различных категориях и лишь после этого переходить к изучению подлинной философии Адвайта-Веданты, которая построена на строгой логике и глубоких рациональных рассуждениях при исследовании вечных истин бытия.

КАТЕГОРИИ:
1. Есть двадцать четыре таттвы, или принципа проявления мула-пракрити (изначальной материи):
- пять танматр, или элементарных принципов:
шабда (звук), спарша (прикосновение), рупа (цвето-форма), раса (вкус), гандха (запах).
- пять джняна-индрий (буддхендрий), или органов чувственного восприятия:
шротра (ухо), твак (кожа), чакшус (глаз), джихва (язык), гхрана (нос).
- пять карма-индрий, или органов действия:
вак (речь), пани (рука), пада (нога), упастха (гениталии), пайю (анус).
- пять пран, или жизненных сил:
прана, апана, самана, удана, вьяна.
- четырехэлементная антахкарана, или внутренний орган (внутренний деятель):
манас (ум/рассудок), буддхи (интеллект/разум), читта (память и подсознание), ахамкара (эго, чувство я-деятеля).
2. Есть три тела, или шариры:
стхула-шарира (плотное физическое тело), сукшма- или линга-шарира (тонкое тело), карана-шарира (причинное тело).
3. Есть пять кош, или телесных оболочек, покрывающих дживу (душу):
аннамайя (тело пищи), пранамайя (тело дыхания), маномайя (ментальная оболочка), виджнянамайя (интеллектуальная оболочка), анандамайя (оболочка блаженства).
4. Есть шесть бхава-викар, или модификаций/изменений тела:
асти (бытие), джайяте (рождение), вардхате (рост), випаринамате (изменение), апакшийяте (увядание), винашьяти (смерть).
5. Есть пять плотных элементов:
акаша (эфир), вайю (воздух), агни (огонь), апас (вода), притхиви (земля).
6. Есть пять упапран, или вспомогательных жизненно важных потоков воздуха:
нага, курма, крикара, дэвадатта, дхананджая.
7. Есть шесть урми, или волн (океана сансары):
шока (скорбь), моха (смятение, заблуждение), кшут (голод), пипаса (жажда), джара (увядание, старение), мритью (смерть).
8. Есть шесть вайри, или врагов:
кама (страсть), кродха (гнев), лобха (жадность), моха (чувственное влечение, обман), мада (гордость), матсара (ревность).
9. Майя двойственна:
видья (знание) и авидъя (неведение).
10. Видья, или знание, бывает двух видов: пара (высшее) и апара (низшее).
11. Авастх, или состояний сознания, три:
джаграт (бодрствование), свапна (сон со сновидениями), сушупти (глубокий сон без сновидений).
12. Шакти две:
аварана (вуалирующая), викшепа (отвлекающая, проецирующая).
13. Джняна-бхумик, или степеней знания, семь:
субхекча, вичарана, тануманаси, саттвапатти, асамсакти, падартха-абхавана и турийя.
14. Аджняна-бхумик, или степеней неведения, семь:
биджа-джаграт, джаграт, маха-джаграт, джаграт-свапна, свапна, свапна-джаграт и сушупти.
15. Садхана включает в себя четыре принципа:
вивека (умение различать между вечным и невечным), вайрагья (бесстрастие ко всем чувственным наслаждениям), шатсамат (шесть добродетелей):
шама (спокойствие разума),
дама (сдержанность, или контроль чувств),
упарати (прекращение мирской деятельности),
титикша (сила духа и стойкость/терпение),
шраддха (вера в Бога, Гуру, Священные тексты Веданты и Высшее "Я"),
самадхана (концентрация, или однонаправленность сознания),
и мумукшуттва (горячее стремление к Освобождению).
16. Природа Атмана-Брахмана тройственна:
caт (бытие), чит (сознание), ананда (блаженство).
17. В сердце есть три грантхи, или узла:
авидья (неведение), кама (желание/вожделение), карма (действие).
18. Джива характеризуется тремя недостатками:
мала (нечистота), викшепа (беспокойство ума), аварана (неведение).
19. Есть две вритти, или два состояния психики:
вишайякара-вритти (объективный психоз) и брахмакара-вритти (бесконечный психоз).
20. Есть три гуны, или качества, пракрити:
саттва (свет и чистота), раджас (активность и страсть), тамас (тьма и инертность).
21. Пури, или "городов", образующих тонкое тело, - восемь:
джняна-индрии, карма-индрии, праны, антахкарана, танмамры, авидья, кама и карма.
22. Есть три кармы:
саньчита, прарабдха и агами.
23. Природа любой вещи пятерична:
асти, бхати, прийя, нама, рупа.
24. Бхед, или различий, - три:
свагата, саджатийя, виджатийя.
25. Есть две лакшаны, или два определения природы Брахмана:
сварупалакшана и татастхалакшана.
26. Дхату, или элементов, составляющих тело, - семь:
раса (млечный сок), асра (кровь), манса (плоть), меда (жир), астхи (кость), маджджа (костный мозг), шукра (семя).
27. Есть четыре состояния джняны:
брахмавит, брахмавидвара, брахмавидварийя, брахмавидвариштха.
28. Анубандх, или обсуждаемых тем, в Веданте четыре:
адхикари (достойный ученик), вишайя (объект), самбандха (связь), прайоджана (результат).
29. Есть шесть линг, или признаков совершенного изложения и толкования текста:
упакрама-упасамхара-экавакьята (единство мысли в начале и в конце), абхьяса (повторение),
апурвата (новизна или необычный характер доказательства),
пхала (наличие практического вывода),
артхавада (убедительная экспрессия),
упапатти, или юкти (иллюстративность аргументации).
30. Есть три бхаваны, или разновидности понимания:
самшайябхавана (сомнение), асамбхавана (ощущение невозможности),
випаритабхавана (извращенное, неправильное мышление).
31. Есть тринадцать мал, или загрязнений сознания:
рага, двеша, кама, кродха, лобха, моха, мада, матсарья, ирша, асуйя, дамбха, дарпа, ахамкара.
32. Есть пять клеш, или мирских "болезней":
авидья (неведение), асмита (эгоизм), рага (страсть), двеша (ненависть), абхинивеша (привязанность к телу и мирской жизни).
33. Есть три вида тап, или страданий:
адидайвика, адибхаутика, адхьятмика.
34. Есть шесть праман, или доказательств знания:
пратьякша (восприятие), анумана (умозаключение/вывод), упамана
(сравнение), агама (Священный текст, Писание), артхапатти
(допущение), анупалабдхи (невосприятие).
35. Есть два сознания:
ашуддха (нечистое) и шуддха (чистое).
36. Есть два вида медитации:
сагуна и ниргуна.
37. Есть два типа мукт (освобожденных):
дживанмукта и видехамукта.
38. Есть две мукти (освобождения):
карма-мукти и садйо-мукти.
39. Есть два уровня самадхи:
савикальпа и нирвикальпа.
40. Джняна бывает двоякой:
парокша (косвенная) и апарокша (непосредственная).
41. Пракрити состоит из двух частей:
пара
и апара.
42. Апара-пракрити состоит из восьми элементов:
земля, вода, огонь, воздух, эфир, разум, интеллект, эго.
43. В Веданте есть три прастханы, или авторитетных текста:
Упанишады, "Брахма/Веданта-сутры", "Бхагавад-Гита".
44. Есть две разновидности грантх, или текстов:
прамана-грантхи и прамейя-грантхи.
Тексты также делятся на:
пракрийя-грантхи и шастра-грантхи.
45. Есть три васаны, или желания:
дарайшана (желание иметь жену), виттайшана (желание обладать богатством), локайшана (жажда жизни в этом мире и потустороннем мире).
46. Есть четыре вида существ:
джараюджа (рожденные из матки), андаджа (рожденные и яйца), сведаджа (рожденные из пота), удбхиджджия (рожденные из земли).
47. У врат спасения стоят четыре стража:
шанти (покой), сантоша (удовлетворенность), вичара (анализ, или логическое рассуждение), сатсанг (общество мудрых).
48. Есть пять состояний сознания:
кшипта (рассеянное), мудха (вялое), викшипта (слегка рассеянное), экагра (сосредоточенное), нируддха (приторможенное).
49. Есть девять телесных врат:
два уха, два глаза, рот, нос, пупок, гениталии, анус
50. Аварана-шакти состоит из:
асаттва-авараны и абхана-авараны.
51. Викшепа-шакти состоит из трех частей:
крийя-шакти, иччха-шакти, джняна-шакти.
52. Есть три разновидности сатты, или бытия:
парамартхика (абсолютная Реальность), вьявахарика (феноменальная), пратибхасика (иллюзорная).
53. Знание бывает двух видов:
сварупаджняна (знание сущностной природы) и вриттиджняна (психологическое или интеллектуальное знание).
54. Четыре препятствия к достижению самадхи:
лайя (апатичность), викшепа (рассеянность), кашайя (привязанность), расасвада (эгоистическое наслаждение).
55. Есть два значения махавакьи (великого Речения) Тат Твам Аси ("Ты есть То"):
вачьяртха (буквальное значение) и лакшьяртха (указывающее значение).

НА ГЛАВНУЮ

Сайт управляется системой uCoz