НА ГЛАВНУЮ

Предисловие к переводу А.Безант "Бхагавад-Гиты"
(А.Каменская, И. Манциарли).

  Бхагавад-Гита (Песнь Господа) есть часть великой поэмы Махабхарата, повести о Великой Войне. В ней излагается история славного рода потомков могущественного царя Бхарата, сына Душьянты и Шакунталы, история, которая поэтически рассказана в знаменитой драме Калидасы. "Бхарата" означает потомков Бхарата, "маха" означает великая. Настоящее заглавие книги таким образом гласит: "Великая повесть о потомках Бхарата". Один из этих потомков был царь-подвижник - Куру. Он занимался аскетическими упражнениями на поле, названном по его имени Курукшетра, т.е. поле Куру. На этом поле и произошла знаменитая битва. Царь Куру имел (в числе прочих и) трех родственников: слепого царя Дхритараштру, сыны которого сражались вместе с неправой стороной во время Великой Войны; Панду, отца пяти царевичей, сражавшихся за правую сторону; и Видуру, мудрого и справедливого человека, занимавшего высокое положение в царстве. История жизни и деяний этих потомков Бхарата изложена в 18 книгах (Parvans), составляющих содержание знаменитой индусской поэмы. Каждая Парва относится к особому периоду Великой Войны и носит свое собственное название.
Махабхарата была составлена великим индусским мудрецом Krishna Dvaipayana Veda Vyasa, который привел в порядок Веды и благодаря этому был назван Veda Vyasa (собравший Веды). Поэма относится к историческому периоду за 5000 лет до Р. Х., к моменту, который непосредственно предшествовал новому циклу Кали Юга (черный цикл).
В виду важности и опасности исторического перелома, сам Господь воплотился на земле в лице Аватара Шри Кришны, и с Ним воплотилось много выдающихся людей, желавших помочь миру. Среди них особенно замечательны Арджуна, бывший в предыдущем воплощении Риши Нарой, герой великих подвигов Бхишма и четыре сына Индры: Юдиштхира, Бхима и близнецы Накула и Сахадева (прим.: по другой версии, Арджуна был сыном Индры, Юдхиштхира был сыном Дхармы, Бхима был сыном Ваю, а близнецы Накула и Сахадева были сынами Ашвинов). Та книга Махабхараты, которая заключает в себе эпизод Бхагавад-Гиты, называется Bhishma Parvan (книга Бхишмы), т.к. здесь повествуется о подвигах и смерти индусского героя Бхишмы. Она начинается с приходом мудреца Вьясы к слепому царю Дхритараштре, которому он предлагает вернуть зрение, чтобы царь мог следить за перипетиями готовящегося сражения на поле Курукшетра. Царь отказывается видеть братоубийственное столкновение своих детей и племянников. Тогда мудрец дарует ясновидение приближенному царя Санджае, который и рассказывает своему государю о ходе сражения, в котором участвуют все богатыри и герои Индии. Сам Кришна выезжает на поле сражения со своим любимым другом Арджуной, принадлежащим к касте кшатриев (воинов), и потому обязанным сражаться. Но перед самым боем Арджуна видит в первых рядах вражеского войска своих близких и родных; его охватывает ужас и скорбь, он роняет оружие и отказывается сражаться. Тогда Кришна призывает его к долгу, к его дхарме кшатрия, ободряет его и говорит ту речь, которая называется Бхагавад-Гита. Она состоит из 18 глав, в которых Кришна развивает идею долга и раскрывает значение духовного подвига. Вот что говорит А.Б. в своем предисловии к Бхагавадгите: Среди бесценных учений, рассыпанных в великой индусской поэме Махабхарата, нет более редкого и драгоценного, чем Песня Господня. С тех пор, как она слетела с божественных уст Шри Кришны на поле сражения и утолила скорбь его ученика и друга, она укрепила и утешила много измученных и усталых душ. Ее Цель - поднять того, кто ищет духовного пути, с низших ступеней на высшие ступени отречения, где умирают желания и где Йогин пребывает в тихом и непрерывном созерцании в то время, как его тело и ум деятельно заняты исполнением долга. Центральный урок Бхагавад-Гиты заключается в том, что духовный человек может не быть отшельником, а единение c Божественной Жизнью может совершиться и продолжаться среди ежедневной деятельности, так как препятствия к слиянию (с Богом) лежат не вне нас, а в нас самих. Это Писание посвящено Йоге; Йога же буквально означает слияние, гармонию с божественным законом путем покорения всех своих низших сил/инстинктов. Для достижения этого нужно обрести равновесие, чтобы я в слиянии с Я ("я" означает здесь низший центр человека, а "Я" - высший его центр, то есть вселенское, Мировое "Я", с которым йог стремится слить свое "я") не переставало пребывать спокойным, несмотря на чередование радости и горя, влечения и отвращения, несмотря на влияние тех пар противоположностей, тех полюсов, между которыми колеблется жизнь не пришедшей в равновесие души. Поэтому основная нота Бхагавад-Гиты есть равновесие, приведение в гармонию всех свойств человека до тех пор, пока они не начнут вибрировать в полном созвучии с Мировым Я. Такова задача ученика. (Ученик (чела) - человек, вступивший на путь подвижничества и ставший учеником Гуру, Учителя Мудрости). Он должен научиться не увлекаться привлекательным и не отвращаться от отталкивающего, а видеть в том и другом проявление Единого, чтобы то и другое являлось ценным уроком, а не оковами, держащими его в плену. Среди вихря жизни должен он найти покой у Господа Мира, (The Lord of Peace), исполняя возможно совершеннее каждую свою обязанность, и не ради плодов своей деятельности, а ради выполнения долга. Его сердце - алтарь, его любовь к Господу - пламя, которое горит на алтаре; все его действия, физические и душевные - жертвоприношения на этом алтаре; раз принесенные, они более не должны заботить его. Как бы для того, чтобы придать больше яркости уроку, он был дан на поле сражения. (Песнь начинается словами: На поле Дхармы, на святом поле Куру... Слово ДХАРМА знаменательно). Царевич - воин Арджуна должен был сразиться за права своего брата, уничтожив того, кто захватил его престол и угнетал страну; его долг принца и воина - бороться за освобождение своего народа и за восстановление порядка и мира. Как бы для усугубления положения, любимые товарищи и друзья стояли на той и другой стороне, надрывая сердце Арджуны мукой и сомнениями. Мог ли он убить тех, кого любил и почитал, и пренебречь узами родства? Нарушить семейное начало - грех, но и оставить народ под игом угнетателя - также грех. В чем же состоит его долг? Справедливость должна быть соблюдена, иначе будет попран закон: но может ли убийство быть безгрешным? Ответом служит главный смысл книги: не имей личного интереса в событии: совершай долг, указанный твоим положением в жизни: пойми, что Ишвара (Бог, Логос нашей солнечной системы), который одновременно и Господь, и Закон-Дхарма, руководит великой эволюцией, которая закончится в блаженстве и мире; любовью достигни слияния с Ним, а затем исполняй все свои обязанности как долг, сражаясь без страсти или желания, без гнева или ненависти; такая деятельность не кует для тебя ни каких оков; единение осуществляется, и душа остается свободной.
Таково очевидное Учение этой Священной Книги. Но так как все деяния Аватара символичны, мы должны перейти с внешних планов на внутренние и понять, что Курукшетра есть поле сражения Души, а сыны Дхритараштры - ее враги на пути восхождения: Арджуна - борющаяся душа ученика, Шри-Кришна - Логос души. Таким образом, Учение, данное на древнем Курукшетре, обращается в руководство для всех времен и учит стремящуюся душу шествовать по крутому и тернистому пути, который ведет к миру. Всем таким душам на Востоке и на Западе дается этот божественный урок, ибо Путь един, сколько бы наименований ему ни давать, и все души ищут единой цели, хотя не все еще понимают свое Единство...

НА ГЛАВНУЮ

Сайт управляется системой uCoz